Цель: актуализация развития методической компетентности учителя как составляющей повышения качества образовательного процесса.
Задачи: проанализировать структуру методической компетентности;
представить компоненты методической подготовки учителя и соотнести их с уровнями проявления методической компетентности.
Ход семинара:
1. Информационный блок.
Система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе — школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций и для успешной реализации поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Компетентностный подход — это создание условий для овладения комплексом компетенции, направленных на формирование личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно-коммуникационного насыщенного пространства. Проще говоря, школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Профессионализм — это достижение высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельности, общения, личности педагога). Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность педагога — это способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащегося (Кузьмина Н. В.). Также мы не должны забывать, что компетентный педагог — это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств. Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала.
Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.
К профессионально-педагогическим компетенциям относят:
- социально-психологическая компетенция;
• общепедагогическая профессиональная компетенция;
• предметная компетенция;
• управленческая компетенция;
• рефлексивная компетенция;
• информационно-коммуникативная компетенция;
• компетенция в сфере инновационной деятельности;
• креативная компетенция.
Прежде всего компетентный педагог должен уметь:
- успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
• ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
• видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
• проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
• чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
• связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
• закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
• планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследователь-ских методов;
• ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
• в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
• привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех во->в, в которых сам недостаточно компетентен; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и со-окательной характеристикой;
оценивать не только предметные достижения, но и развитие ностных качеств;
видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в >циуме.
Педагог должен понимать, что:
- нужно быть готовым к постоянным переменам;
• строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
• главная задача — обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители — самые верные союзники учителя;
• любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
- по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
• передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
• придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
• следовать мелочным правилам и инструкциям.
Таким образом, компетентность учителя — это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса Обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). На сегодняшний день становится очевидным, что традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.
Какие механизмы нужны, чтобы можно было организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:
- диагностирование, тестирование;
• определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:
- обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.;
• работа в МО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады;
• активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях;
• участие в различных конкурсах профессионального мастерства;
• участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций;
• обобщение и распространение опыта;
• аттестация;
• творческий отчет;
• использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий;
• самообразование;
• разработка системы стимулирования деятельности учителя.
Анализ деятельности учителя:
• разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов; • самоанализ деятельности.
Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение — это основные условия для формирования авторитета педагога. Во все времена в школе самый ответственный за качество образования человек — это учитель — образец поведения, подражания для детей, мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих воспитанников на учение.
Современный учитель — это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом, владеющая информационной компетентностью в достаточном объеме.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что Мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Сказал Мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая — я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
В наших руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
2.Практический блок.
«Мозговой штурм»
Участники делятся на группы. Ведущий предлагает определить наиболее важные умения, составляющие методическую компетентность педагога.
Представление результатов работы в группах.
Деловая игра «Уровни методической компетентности и критерии их достижения»
На экране представлены критерии, составляющие методическую компетентность педагога. Ведущий предлагает группам определить, к какому уровню относится каждый критерий.
Уровни методической компетентности педагога и критерии их достижения
Первый (эмпирический)
|
Второй (конструктивный)
|
Третий (творческий)
|
*педагог, основываясь на существующих методических рекомендациях,
разработках, может проанализировать предложенные решения на теоретической основе и осознанно выбрать последовательность применения педагогического инструментария;
* педагог имеет определенную сумму знаний, но в своей практической деятельности руководствуется готовыми разработками, рекомендациями, не умея самостоятельно анализировать и конструировать учебный процесс, находить обоснованное теоретически, а не эмпирически решение педагогической задачи;
* педагог осуществляет на теоретической основе осмысление цели действий, ожидаемых результатов, условий их выполнения;
* педагог самостоятельно конструирует учебный процесс, свободно применяя на практике теоретические основы (в области фундаментальной науки, методики преподавания предмета и психолого-педагогической науки) педагогической деятельности, находит обоснованное решение любой педагогической и дидактической задачи, ориентируется на развитие учащихся и саморазвитие.
Подведение итогов работы в группах,составление памятки для педагогов
Памятка для педагогов
Готовить детей к переменам может только тот педагог, который готов к переменам, личностно развивается в профессии, обладает высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально компетентный педагог.
Методическая компетентность учителя включает:
*владение системой научных знаний;
* умение планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по предмету;
*умение выбирать или адаптировать необходимые для конкретного образовательного процесса технологии, методы, приемы и средства;
* готовность организовывать различные формы занятий по учебному предмету;
* умение реализовывать деятельностный подход к обучению и организовывать учебную работу учащихся с учетом их реальных учебных возможностей;
*готовность к применению инновационных технологий обучения;
^ опыт творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; ^ опыт эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
- Рефлексия
Игра «Проблема на ладошке»
Ведущий. Сейчас предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему совершенствования методической компетентности как бы со стороны, т. е. если бы вы держали ее на ладошке.
(Ведущий держит на ладошке теннисный мячик.) Я смотрю на мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля во Вселенной. Земля - это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким образом я хотел бы в себе развить, чтобы моя жизнь и педагогическая деятельность обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие? (Участники поочередно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают свое отношение к ней.)
ЛИТЕРАТУРА
1. Галеева, Н. Мониторинг для учителя / Н. Галеева // Управление школой. - 2005. - № 23.
2. Хуртова, Т. В. Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения / Т. В. Хурто-ва. - Волгоград: Учитель, 2007. - 191 с.
3- Кухарев, Н. В. Акмеологические основы педагогического развития образовательных систем / Н. В. Куха-рев, Л. И. Категова // Юраванне у адукацьп - 2004. - № 3- - С. 10-14.
4- Кухарев, Н. В. Мониторинг качественных показателей в деятельности руководства и педагогического коллектива школы и процесс их диагностики: научно-методическое пособие / Н. В. Кухарев. - Гомель: ИРО, 20Ю.
5. Глинский, А. А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении / А. А. Глинский. - Минск: Зорны верасень, аоо8. - 295 с.
6. Жук, А. И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект / А, И. Жук, Н. Н. Кошель. -Минск, 1996. - зоу с.
раскрыть » / « свернуть