Лекция для родителей учащихся 9-ых классов «Портрет современного подростка»
Лекция для родителей учащихся 9-ых классов «Портрет современного подростка»
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе.
Откуда берутся трудные дети?
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли.
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Цель нашей лекции научиться понимать внутренние мотивы подростка, помочь в построении нормальных отношений, оказание помощи родителям в общении с подростком.
Задачи:
- помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций;
- побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка, научить некоторым правилам и приёмам, облегчающим общение с подростком;
- тренировать родителей в разрешении конфликтных ситуаций;
- обратить их внимание на собственное поведение в этот период.
Подростковый возраст детей у всех родителей вызывает массу беспокойства и предчувствий. Благодаря тому, что сейчас на всех каналах телевизора и во всех газетах рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются родители при достижении их детьми переходного возраста, часто без особого повода появляется страх и настороженность.
Но что же делать родителям, чтобы предотвратить или смягчить особенности подросткового возраста для самого ребенка и всех, кто его окружает. Этим вопросом занимаются многие психологи, но до сих пор нет однозначного сценария поведения подростков и перечня мер, которые помогут преодолеть кризис взросления.
Родители начинают проявлять первое беспокойство, после того, как дома начинаются первые конфликты и ссоры, свойственные любой семье.
Для успешного преодоления сложного периода в жизни ребенка прежде всего родители должны понять, что они - люди с уже достаточно большим жизненным опытом, прошедшие через все проблемы подростков и часто уже забывшие, с чем сталкивались в подростковом возрасте. Поэтому именно родители должны научиться грамотно контролировать ситуацию и помогать подростку выбрать верное направление жизни. Часто возникает мнение, что конфликты переживают только родители, в то время как дети пропускают все мимо ушей и сердца. Исследования показали, что подростки переживают по этому поводу ничуть не меньше, просто они менее склонны проявлять свои эмоции дома, в кругу семьи, выплескивая их среди друзей, сталкивающихся с такими же проблемами.
Тренинг «Портрет современного подростка»: перед вами портреты подростков. Мы тоже были подростками, но это было другое время. Давайте попытаемся вернуться в свой подростковый возраст, но в настоящее время: какие проблемы у современного подростка.
Что он видит: друзья, школа, учитель, машины, техника, мода, крутые телефоны.
Что он слышит: нотации, мораль, негатив, агрессия, мат, музыка.
Что он говорит: прозвища, мат, жаргон, слова-паразиты
Что он чувствует: одиночество, разочарование, влюбленность, ожидание любви, правда-ложь, повышенное чувство справедливости
Что он думает, о чем мечтает: любовь, несправедливость в мире, несправедливость по отношению к нему, экзамены, будущее, много денег, шикарная жизнь
Что он делает: мечтает, тусуется, занимается в кружках, дерутся, спорят.
Очень интересна связка: думает-делает: думает о многом в будущем, но ничего не делает для этого в настоящем.
Подведение итогов. Рефлексия. Каждой группе раздаются бумажные силуэты ребёнка и родителя, на которых написаны фразы: «Теперь я знаю…», «В общении с родителями я буду…» (подростки); «Теперь я знаю…», «В общении с ребёнком я буду…» (родители).
Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком:
- Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
- Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
- Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).
- Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
- Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
- О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.
- Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.
Притча. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».
Памятка родителям (раздаточный материал)
Как желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком.
Как нежелательно вести себя с агрессивным ребенком.
- Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов
- Придерживаться одного стиля воспитания всем членам семьи.
- Не злоупотреблять своим бесконечным «нельзя», «не надо», препятствующими развитию детей.
- Не применять физическое наказание по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.
- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
- Что-то, требуя от ребенка, учитывайте его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.
- Пытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Учите выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами -физическая нагрузка – от игры в мяч до соревнований в беге)
- При драчливости ребенка главное – не разъяснять, а предотвратить удар.
- Научите сочувствовать другим.
- Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку ребенка и затрудняет его общение.
Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.
- Преднамеренно разжигать чувства к одному из родителей.
- Оскорблять достоинства подростка грубыми словами.
- Помнить, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей.
- Когда нет видимых причин для агрессии ребенка, обратитесь к психологу и психоневрологу.
Как желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком.
Как нежелательно вести себя с агрессивным ребенком.
- Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов
- Придерживаться одного стиля воспитания всем членам семьи.
- Не злоупотреблять своим бесконечным «нельзя», «не надо», препятствующими развитию детей.
- Не применять физическое наказание по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.
- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
- Что-то, требуя от ребенка, учитывайте его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.
- Пытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Учите выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами -физическая нагрузка – от игры в мяч до соревнований в беге)
- При драчливости ребенка главное – не разъяснять, а предотвратить удар.
- Научите сочувствовать другим.
- Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку ребенка и затрудняет его общение.
Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.
- Преднамеренно разжигать чувства к одному из родителей.
- Оскорблять достоинства подростка грубыми словами.
- Помнить, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей.
- Когда нет видимых причин для агрессии ребенка, обратитесь к психологу и психоневрологу.
раскрыть » / « свернуть
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе.
Откуда берутся трудные дети?
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли.
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Цель нашей лекции научиться понимать внутренние мотивы подростка, помочь в построении нормальных отношений, оказание помощи родителям в общении с подростком.
Задачи:
- помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций;
- побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка, научить некоторым правилам и приёмам, облегчающим общение с подростком;
- тренировать родителей в разрешении конфликтных ситуаций;
- обратить их внимание на собственное поведение в этот период.
Подростковый возраст детей у всех родителей вызывает массу беспокойства и предчувствий. Благодаря тому, что сейчас на всех каналах телевизора и во всех газетах рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются родители при достижении их детьми переходного возраста, часто без особого повода появляется страх и настороженность.
Но что же делать родителям, чтобы предотвратить или смягчить особенности подросткового возраста для самого ребенка и всех, кто его окружает. Этим вопросом занимаются многие психологи, но до сих пор нет однозначного сценария поведения подростков и перечня мер, которые помогут преодолеть кризис взросления.
Родители начинают проявлять первое беспокойство, после того, как дома начинаются первые конфликты и ссоры, свойственные любой семье.
Для успешного преодоления сложного периода в жизни ребенка прежде всего родители должны понять, что они - люди с уже достаточно большим жизненным опытом, прошедшие через все проблемы подростков и часто уже забывшие, с чем сталкивались в подростковом возрасте. Поэтому именно родители должны научиться грамотно контролировать ситуацию и помогать подростку выбрать верное направление жизни. Часто возникает мнение, что конфликты переживают только родители, в то время как дети пропускают все мимо ушей и сердца. Исследования показали, что подростки переживают по этому поводу ничуть не меньше, просто они менее склонны проявлять свои эмоции дома, в кругу семьи, выплескивая их среди друзей, сталкивающихся с такими же проблемами.
Тренинг «Портрет современного подростка»: перед вами портреты подростков. Мы тоже были подростками, но это было другое время. Давайте попытаемся вернуться в свой подростковый возраст, но в настоящее время: какие проблемы у современного подростка.
Что он видит: друзья, школа, учитель, машины, техника, мода, крутые телефоны.
Что он слышит: нотации, мораль, негатив, агрессия, мат, музыка.
Что он говорит: прозвища, мат, жаргон, слова-паразиты
Что он чувствует: одиночество, разочарование, влюбленность, ожидание любви, правда-ложь, повышенное чувство справедливости
Что он думает, о чем мечтает: любовь, несправедливость в мире, несправедливость по отношению к нему, экзамены, будущее, много денег, шикарная жизнь
Что он делает: мечтает, тусуется, занимается в кружках, дерутся, спорят.
Очень интересна связка: думает-делает: думает о многом в будущем, но ничего не делает для этого в настоящем.
Подведение итогов. Рефлексия. Каждой группе раздаются бумажные силуэты ребёнка и родителя, на которых написаны фразы: «Теперь я знаю…», «В общении с родителями я буду…» (подростки); «Теперь я знаю…», «В общении с ребёнком я буду…» (родители).
Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком:
- Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
- Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
- Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).
- Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
- Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
- О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.
- Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.
Притча. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».
Памятка родителям (раздаточный материал)
Как желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком.
Как нежелательно вести себя с агрессивным ребенком.
- Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов
- Придерживаться одного стиля воспитания всем членам семьи.
- Не злоупотреблять своим бесконечным «нельзя», «не надо», препятствующими развитию детей.
- Не применять физическое наказание по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.
- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
- Что-то, требуя от ребенка, учитывайте его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.
- Пытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Учите выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами -физическая нагрузка – от игры в мяч до соревнований в беге)
- При драчливости ребенка главное – не разъяснять, а предотвратить удар.
- Научите сочувствовать другим.
- Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку ребенка и затрудняет его общение.
Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.
- Преднамеренно разжигать чувства к одному из родителей.
- Оскорблять достоинства подростка грубыми словами.
- Помнить, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей.
- Когда нет видимых причин для агрессии ребенка, обратитесь к психологу и психоневрологу.
Как желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком.
Как нежелательно вести себя с агрессивным ребенком.
- Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов
- Придерживаться одного стиля воспитания всем членам семьи.
- Не злоупотреблять своим бесконечным «нельзя», «не надо», препятствующими развитию детей.
- Не применять физическое наказание по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.
- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
- Что-то, требуя от ребенка, учитывайте его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.
- Пытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Учите выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами -физическая нагрузка – от игры в мяч до соревнований в беге)
- При драчливости ребенка главное – не разъяснять, а предотвратить удар.
- Научите сочувствовать другим.
- Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку ребенка и затрудняет его общение.
Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.
- Преднамеренно разжигать чувства к одному из родителей.
- Оскорблять достоинства подростка грубыми словами.
- Помнить, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей.
- Когда нет видимых причин для агрессии ребенка, обратитесь к психологу и психоневрологу.
раскрыть » / « свернуть