УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО
«Батчинская средняя школа»
_____________С.Г.Григорук
«___» ___________________
Положение о родительском университете
Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году» и приказа учреждения образования и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организуют социальный педагог и педагог-психолог, классные руководители, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор школы.
Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий.
2.1. Целью создания родительского университета является:
-повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
2.2. Задачи:
-формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
-обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета:
I. Организационное:
-формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
-размещение на сайте школы информационных материалов Родительского университета;
-размещение информации о деятельности Родительского университета на сайте школы и в родительских чатах (с использованием мессенджера Вайбер, анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
-презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
-правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи; - психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
-гражданское: о путях развития образования, школы; консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
-научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества; расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
2.4. Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
Iступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I–IVклассов учреждений общего среднего образования;
IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования;
IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
-традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
-дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
-создается на базе государственного учреждения образования «Батчинская средняя работа»;
-создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
-координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор школы;
-реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
-за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
-занятия проводятся по утверждённому плану;
-родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
-на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;
-классный руководитель назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета в родительских чатах.
3.2. Координатор родительского университета - заместитель директора по воспитательной работе:
-несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
-координирует деятельность родительского университета;
-осуществляет взаимодействие с классными руководителями;
-подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского -университета, в пределах своей компетенции;
-ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
-в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.3. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.4. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.5.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
Структура родительского университета.
4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
Документация
-приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
-Положение о родительском университете;
-план работы на учебный год (полугодие);
-методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте школы, хранятся в электронном варианте).
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
5.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
раскрыть » / « свернуть