Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Первокласснику

Адаптация первоклассников к школе

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе.

Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально – волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, носиться по коридорам, отвлекаться на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка. К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25 - 30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность. В 6-7 лет ребенок занимает статус « Я - ученик, я - школьник". На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Необходимо перечислить трудности, с которыми сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей: 

  1. Хроническая неуспешность 

В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и успеваемости ребенка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам, то есть оценки родителей бывают не всегда положительными. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Неуспешность становится хронической.

Причины, приводящие к неуспешности:

- Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика - следствие: трудности в обучении письму ит.д.).

- Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов.

- Завышенные ожидания родителей.

2. Уход от деятельности

Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя (это связано с уходом в себя, в свой внутренний мир, фантазии).

Как помочь?

  1. Необходимо уделять внимание ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать. 
  2. Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность воображения: творческую деятельность (рисунок, конструирование, лепка). 
  3. В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

3. Негативистская демонстративность

Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

4. Вербализм

Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

5. Психофизический инфантилизм

Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника. Такой "психологический дошкольник" не считает важным и серьезным требования школы, поэтому тревожность не возникает, школьные оценки беспокоят учителя и родителей, но не его.

6. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы

За этим может стоять: сниженная потребность познавательных мотивов, мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), общая замедленность темпа деятельности и т.д.

Необходимо перечислить рекомендации родителям, которые способствуют успешной адаптации первоклассников:

1) Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка (то есть его надо хвалить именно тогда, когда он что-то делает;

2) Ни в коем случае не сравнивать его результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников;

3) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов;

4) Необходимо создать благоприятный психологический климат по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;

5) Необходимо формировать интерес к школе, прожитому школьному дню;

6) Создать условия, способствующие обязательному знакомству с ребятами по классу и возможность их общения после школы;

7) Не допускать физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);

8) Не применять таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

9) Предоставлять ребенку самостоятельность в учебной работе и организовывать контроль за его учебной деятельностью;

10) Поощрять ребенка не только за учебные успехи, но и морально стимулировать его достижения;

11) Развивать самоконтроль и самооценку, самодостаточность ребенка;

12) Необходимо выработать и соблюдать режим дня (труд и отдых) во избежания переутомления.

13) Четко распределить внимание к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший".

Прием документов в I классы учреждений общего среднего образования (далее – УОСО) будет осуществляться с 12 июня по 15 августа, на свободные места - до 28 августа.

График приема заявлений: понедельник - пятница с 9.00 по 13.00;  1, 3 понедельник месяца  с 15.00 по 20.00, 2 суббота месяца с  9.00 по 13.00  в приемной кабинета директора. Ответственный: секретарь Бусень Надежда Павловна.

Необходимый перечень документов:

  • заявление законных представителей ребенка;
  • копия и оригинал свидетельства о рождении;
  • медицинская справка установленного образца (Примечание: обязательно указание в медицинской справке прохождение УЗИ и ЭКГ сердца. В случае необходимости - заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации)

В целях обеспечения единых подходов к приему документов для зачисления в I классы УОСО с учетом изменений норм Положения об учреждении общего среднего образования, касающихся сроков приема документов для зачисления в  I классы УОСО (постановление Министерства образования от 20.11.2011 №283 в редакции от 02.12.2019 № 180), а также предложений, поступивших по данному вопросу от родителей (законных представителей) будущих первоклассников, педагогической общественности, считаем необходимым обеспечить следующий порядок приема в I классы УОСО.

В соответствии с пунктом 95 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283 (в редакции от 02.12.2019 № 180) прием документов в I классы осуществляется с 12 июня по 15 августа. При наличии свободных местдокументы могут быть поданы до 28 августа.

В соответствии с Положением о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2006 г. № 1493), городским районным исполнительным комитетам и местным администрациям следует принять решения (при необходимости пересмотреть действующие решения) о закреплении за УОСО, расположенными на подведомственных им территориям, жилых домов (далее – микрорайон).

Прием документов в I классы УОСО осуществляется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), статьи 270 Кодекса.

В первую очередь принимаются в I классы УОСО дети, проживающие в микрорайоне данного УОСО. При наличии свободных мест в УОСО могут приниматься дети, проживающие в иных микрорайонах.

Заявления от родителей (законных представителей) детей, проживающих в микрорайоне УОСО, совместно с иными документами, установленными статьями 159 и 270 Кодекса, принимаются в соответствии с утвержденным графиком лицами, определенными ответственными за прием документов.

Для приема заявлений от родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, считаем необходимым установить следующий порядок. Заявления принимаются руководителем УОСО в период с 12 июня по 15 августа во время приема граждан и регистрируются в специально отведенной для этих целей книге регистрации заявлений, в которой необходимо предусмотреть графы: фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя (законного представителя) ребенка, обратившегося с заявлением; фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; адрес проживания; дата подачи заявления; иное. Прием документов, установленных статьями 159 и 270 Кодекса, от родителей (законных представителей) детей для зачисления в I класс УОСО на свободные места осуществляется в порядке очередности подачи заявлений в период с 16 по 28 августа.

В случае обращения до 12 июня к руководителю УОСО родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, заявление регистрируется как обращение гражданина, на которое дается ответ в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

  1. Ручка с тёмным синим стержнем
  2. Простой карандаш (лучше всего с мягкостью 2 или 3В (м).
  3. Ластик
  4. Клей ПВА и клей карандаш
  5. Клеёночка на стол
  6. Краски гуашевые 5 цветов, акварельные 12 и более цветов
  7. Кисточки (тонкая и толстая)
  8. Ножницы
  9. Линейка (20 см) – лучше деревянную
  10. Пластилин
  11. Доска для лепки
  12. Цветные карандаши (12 цветов и более)
  13. Баночка для воды (любую, но не стеклянную)
  14. Цветная бумага
  15. Цветной картон
  16. Белый картон
  17. Толстые нитки для вязания (1 клубок)
  18. Альбом для рисования
  19. Пенал
  20. Счетные палочки
  21. Веер цифр
  22. Точилка

 (остальное по усмотрению учителя)