Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Школьная библиотека и медиатека

Школьная библиотека

Библиотека является структурным подразделением учреждения общего среднего образования, осуществляющим информационное сопровождение образовательного процесса и обеспечивающим права его участников на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

Документы, регламентирующие работу библиотеки

Закон «О библиотечном деле в Республике Беларусь».

Кодекс Республики Беларусь об образовании».

Конвенция ООН о правах ребёнка

Положение о школьной библиотеке

Правила пользования библиотекой

Должностная инструкция библиотекаря

Инструкция по учёту и сохранности библиотечных фондов в Республике Беларусь

Инструкция по содержанию, пополнению и обновлению библиотечных фондов школьных учебников

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе.

Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006г. № 18

«О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Декрет Президента Республики Беларусь 17 июля 2008г.№15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

 

«День без мысли, без чтения –

 напрасно прожитый день…

Чтение – это труд, творчество,

самовоспитание твоих духовных сил, воли»

                                                     В.А.Сухомлинский

 Услуги оказываемые библиотекой

Библиотека оказывает помощь читателям в отборе информации, в оформлении ими творческих работ, проводит консультации по правилам пользования библиотекой, её СБА.

 

Cведения о библиотеке

Площадь – 30м2

- количество читателей – 181, из них

учащихся -154

педагогов - 26

прочие -1; число посещений – 1371

- книговыдача –1851;

- общий фонд –13 316экз.

- фонд учебников –7107экз.

- периодические издания – 13 наименований

График работы библиотеки

Понедельник - 8.00 - 12.50

Вторник -        11.40 - 14.40

Среда -           12.34 - 13.40

Пятница -        14.40-15.50

 В библиотеке можно:

  • Взять книгу на дом
  • Почитать периодику
  • Подобрать материал для реферата
  • Интересно подготовить домашнее задание
  • Подготовиться к часу информирования
  • Поработать с электронными источниками информации
  • Найти ответ на интересующий вопрос
  • Поработать с энциклопедиями и справочными изданиями в читальном зале
  • Познакомиться с книжными выставками
  • Получить библиографическую справку
  • Принять участие в литературных играх

Формы работы:

  • Книжные выставки
  • Обзоры
  • Беседы
  • Игры-путешествия
  • Мультимедийные презентации
  • Литературные игры
  • Конкурсы, викторины и др.

В библиотеке регулярно оформляются тематические выставки, литературный календарь, информация о новых поступлениях в фонд.

В фонде читального зала имеются книги и энциклопедии, посвященные нашей Республике Беларусь, а также книги из серии «Я познаю мир».

Для детей младшего школьного возраста серия книг «Маленький профессор». Каждая книга в занимательной и развивающей форме открывает удивительный мир Беларуси: белорусские легенды, достопримечательности белорусских городов и деревень, национальная кухня, знаменитые деятели, столица Беларуси, мир природы и многое другое. Дети очень любопытны их интересует буквально всё. На эти и многие-многие другие вопросы вы можете найти ответы, познакомившись с книгами Галины Трофимовой, которые выходят в серии «Рассказы Деда Природоведа». Главное достоинство этих книг состоит в том, что материал представлен на понятном для детей языке, а еще в каждой из них есть «Игротека Деда Природоведа», которая предлагает выполнение интересных заданий на внимание и смекалку. Ну что, заинтересовались, тогда вперед! Книги серии вы можете взять в школьной библиотеке. Играйте и читайте вместе!

В библиотеке для работы учителей и учащихся установлен компьютерный комплекс «Буг» с выходом в Интернет. Библиотека стала не только местом выдачи книг, но и информационно-образовательным центром школы.

Ежегодно фонд библиотеки пополняется новыми книгами. Среди читателей библиотеки проводится акция «Подари книгу школе».

          Советы библиотекарям и родителям

  • Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей.
  • Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
  • Если Ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на Ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
  • Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  • Если Вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием:  цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
  • Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку.  Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.
  • Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из подписного каталога. Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

  

Пользование учебниками и учебными пособиями

 Статья 39.        Пользование учебниками и учебными пособиями

1. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися в учреждениях образования может быть платным и бесплатным.

2. Лица, осваивающие содержание образовательных программ дошкольного, общего среднего образования, на время получения образования обеспечиваются за плату учебниками, учебными пособиями учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для:

  • учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;
  • лиц с особенностями психофизического развития;
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;
  • лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;
  • обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет;
  • обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы;
  • обучающихся, являющихся членами семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О  государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336).

Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы за пользование соответствующими учебниками и учебными пособиями.

3. Лица, осваивающие содержание образовательных программ профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, на время получения образования обеспечиваются учебниками, учебными пособиями учреждениями образования бесплатно.

 

 

6  класс

Беларуская  літаратура

1.  Брыль Я. Маці  «Жук» // Брыль Я. Гуртавое: зб. Апавяданняў. – Мн, 1980.-С. ; Ішла вайна народная… : зб. – Мн, 1975. – С.30-50.;  Казкі жыцця: зб.бел.апавяданняў. -  Мн., 2001. – С.156-160   Родная літаратура: падручн.-хрэстаматыя для 6 кл. /Рэд.В.Я.Ляшук. – Мн.,1996. – С.287-290. [Cкарочана] 

2.  Бутрамееў У. Вялікія і славутыя людзі беларускай зямлі. (Розныя выданні)

// Ветразі: хрэст. для пазакл. чытання ў 5 кл. – Мн, 1999.- С.46-60 (урыўкі); Вялікія і славутыя людзі беларускай зямлі. – Мн., 2010.—с. 3-62

3.  Бутэвіч А. У гасцях у вечнасці. – Мн., 2001. – 31 с. – (Сем цудаў Беларусі)

4.  Вітка В. Трывога ў Ельнічах// Родная крыніца: кн. для вучняў 6 кл. - Мн.,1986. – С.194-199

5.  Вольскі В. Падарожжа па краіне беларусаў: нарысы. – Мн, 1997. - 238с.

6.  Вялюгін А. Дзіва// Вялюгін А. Песня зялёнага дуба. – Мн., 1989. –С.37-40

7.  Далідовіч Г. Цыганскія песні// Далідовіч Г. Жывы  покліч: выбранае. - Мн., 1995. – С.552-557

8.  Жаўранкі над палямі: апавяданні.  – Мн, 2001. – 397с. – (Бібліятэка бел. дзіцячай літаратуры                                                                                                        9.   Зарэмба М. Дзень магнітнай  буры

10.  Карамазаў В. Падранак.

11.  Колас Я. На чужым грунце; Сірата Юрка; Чортаў камень; Купальскія светлякі

Чортаў камень, Купальскія светлякі, Сірата Юрка// Казкі жыцця: зб. бел. апавяданняў

  - Мн., 2001. – С.202-206, 254-268

Чортаў камень // Нам свецяць вочы роднай Беларусі: кн. для пазакл. чытання ў 7 кл. - Мн., 1999. – С.118-119;  Колас Я. На прасторах жыцця. - Мн., 1986. - С.302-303.

12.  Маўр Я. У краіне райскай птушкі. – Мн., 1983 ; // Маўр Я. Аповесці і апав. – Мн., 2010. –С.3-107.  Маўр Я. ТВТ. – Мн., 1997.- С.120-246

13.  Маўр Я. Чалавек ідзе – Мн., 1997. - С.63-164  // Сцяжынка: хрэст. для пазакл. чытання ў 5 кл. – Мн., 1999.- С.382-52

14.  Місько П. Эрпіды на планеце Зямля//Місько П. Акрабат у бутэльцы: аповесці – Мн., 1994. – С.406-557

15.  Навуменка І. Вайна каля Цітавай копанкі// Навуменка І. Выбр.творы. Т.1.- Мн, 1995. - С.328-388. ; Навуменка І. Аповесці і апавяданні. – Мн., 2010. – С.3-68.; Дарогі і лёсы: зб. – Мн, 1997.  – С.461-525;  Сцяжынка: хрэст. для пазакл. чытання ў 5 кл. – Мн., 1999.- С.87-176

16.  Нёманскі Я. Рамэо і Джульета на Беларусі// Родная літаратура: падручн.-хрэстаматыя для 6 кл. /Рэд. В.Я.Ляшук. – Мн., 1996. – С.330-343.

17.  Ніколі не забудзем: зб.(розныя выданні)// Сцяжынка : хрэст. для пазакл. чытання ў 5 кл. – Мн., 1999. - С.177-225

18.  Пальчэўскі А. Рэкс і Казбек.

19.  Паўлаў У. На зямлі Суомі: зб.

20.  Пташнікаў І. Арчыбал// Сучасная беларуская проза.- М.,2009.-С.324-339

21  .Рублеўская Л. Янук,рыцар Мятлушкі // Сучасная беларуская драматургія. - Мн., 2009. - С.387-401.

22.  Савіцкі А. Радасць і нягоды залацістага карасіка Бубліка./ А.Савіцкі.Пра смелага ваяку Мішку і яго слаўных таварышаў / М.Лынькоў. Бізоны-рабінзоны; Люстэрка, якое размаўляла /В.Тулупава. – Мн, 1997. – С.4-178.

23.  Сачанка Б.Зерне і млын; Карчоўнік// Сачанка Б.Выбранае, т.2 – Мн., 1994. - С.341-356, 451-47

24 . Сяркоў І. Мы з Санькам у тыле ворага. – Мн., 1981. (1 экз.);  Лісце каштанаў: аповесці. – Мн., 1989 – С.98-292; Зборнік твораў беларускіх пісьменнікаў, прысвечаных Вялікай Айчыннай вайне – Мн., 2010. С.195-470

25.  Федарэнка А. Афганская шкатулка// Федарэнка А. Шчарбаты талер. Афганская шкатулка – Мн., 2010. - С.3-204 ; Ветразі: зб. С.425 ; Вір жыцця: зб. - Мн., 2002. - С.335-526.

26.  Чарняўскі М. Вогнепаклоннікі; Страла расамахі. – Мн, 1996.- 264 с.;  Ветразі: хрэст. для пазакл. чытання ў 5 кл. – Мн., 1999. - С.12-45.(урыўкі)

27.  Шыцік У.Зорны камень; Настаўнік // Шыцік У. Парсекі за кармой. - Мн., 1997. - С.13-20, 124-145

28.  Якімовіч А. Эльдарада просіць дапамогі// Якімовіч А. Аповесці. – Мн., 2010. - С.110-220

 

Как вернуть книгу в жизнь ребенка, как раскрыть ему необходимость и пользу чтения, как привлечь его внимание к книге?

Почитайте советы библиотекарей и психологов, как привить ребенку любовь к чтению. Посмотрите списки книг для детей  разных возрастов. Приходите в ШКОЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ, чтобы вместе с ребенком выбирать книги, читать, пересказывать и обсуждать. И  Ваш ребенок будет любить читать и с удовольствием проводить свободное время с книгой в руках, будет лучше учиться,  и обязательно добьется успеха в жизни.

Мудрые люди считают, что чтение произведения, которое написано хорошим писателем, способствует развитию ясного, определенного, связного и четкого мышления, а в итоге, и речи. В этом можно убедиться, прочитав какое-нибудь глубокомысленное произведение одного из великих классиков. Через некоторое время вы заметите, насколько вы стали яснее выражать свои мысли, речь становится более красивой и связной.

 

Нашу страну когда-то, называли самой читающей страной в мире, а нас – самой читающей нацией. Ведь когда-то родители начинали читать своим малышам сказки еще до того момента, как они пытались освоить ходунки для ребенка neonato. Но, к сожалению, в последние годы с чтением книг ситуация  изменилась не в лучшую сторону. Взрослые стали больше посещать кинотеатры, общаться по интернету, длительное время просиживая за компьютером. Дети, подражая своим родителям, тоже могут часами сидеть за играми на игровых приставках или за чтением комиксов, которые не дают ребенку полезной информации. Зато детей совершенно невозможно заставить читать книги. 

Учителя в итоге забили тревогу, так как дети даже в старших классах не могут правильно написать сочинение, речь многих детей совершенно не развита. Это все влияет не только на такие школьные предметы как русский  и белорусский язык и литература, но и на остальные предметы, так как школьники не в состоянии выразить свои мысли.

Люди стали больше проводить времени у телевизора. Ученые давно заметили, что длительное пребывание у компьютера или телевизора делает человека глупее, а чтение хороших книг, наоборот, расширяет кругозор человека и делает его умнее. Попробуйте сесть и, взяв ручку и лист бумаги, написать самое простое письмо. Скорее всего, вы заметили, как тяжело его писать, слова «разбегаются» и не хотят «связываться» в одно осмысленное предложение. Прочитайте затем какое-нибудь классическое произведение хорошей книги, вы заметите, насколько легче становится писать.

Что же такое «хорошая книга»?  Что она должна из себя представлять? Если книга настолько интересна, что ее хочется прочитать «от корки до корки», если она развивает, если вы про книгу не можете сказать, что прочитали ее «через силу», значит это хорошая книга.

Хорошее произведение должно быть написано разнообразным богатым языком, должно быть поучающим и заключать в себе глубокий смысл. Причем, речь тут не идет о тех книгах, которые мы читаем часто в общественном транспорте. Содержание такие книг мы забываем сразу же, как только выходим из метро или автобуса. Речь идет о тех произведениях, которые заставляют нас задуматься, где-то выразить свои эмоции: страх, негодование, а может, и смех. Содержание таких произведений мы помним долгие годы, а когда уже наши дети подходят к нам и спрашивают, о чем та или иная книга, мы смело можем кратко рассказать содержание, не боясь упустить мелкие детали произведения. Поэтому взрослым стоит еще прежде, чем купить недорогие детские ходунки, приобретать ребенку специальную детскую литературу и прививать любовь к чтению с самого раннего возраста.

В пользу чтения хотелось бы привести несколько фактов.

   - Чтение развивает логическое мышление. 
   Прочитайте «Шерлока Холмса», и вы убедитесь в том, насколько стал острее ваш ум, насколько вы стали быстрее соображать в той или иной области, это, кстати, очень помогает и в работе.

   - Чтение оказывает большое влияние на духовное развитие и нравственные ориентиры  человека, который после прочтения того или иного классического произведения, начинает меняться. 

   - Чтение книг полезно и родителям.
   Вы, наверное, не раз замечали, что вам тоже хочется взять в руки книгу и почитать, когда вы видите, как читает ваш ребенок.

   - Чтение хорошей книги помогает обрести спокойствие. 
   Если вы о чем-то тревожитесь, вас посещают грустные мысли, возьмите одно из произведений О. Генри и вы тут же обо всем забудете, так как произведения этого писателя необычайно остроумны.

   - Чтение книг улучшает работу мозга.
   Когда вы читаете серьезное произведение, вам приходится постоянно думать о том, какую мысль хотел выразить писатель, это заставляет мозг работать быстрее.

   - Чтение произведений научит вас общаться с людьми.
   Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас проснется великий талант рассказчика, и вы станете интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

   - Чтение делает нас моложе. 
   Давно доказано, что организм стареет быстрее, когда стареет наш мозг, а чтение заставляет наш мозг работать, в результате наша старость отодвигается.

Многие из нас могут задать следующий вопрос: « Почему бы тогда не начать читать книги в электронном виде?».

Дело в том, что при чтении электронных книг наши глаза сильно устают, чрезмерно напрягаются, скорость чтения при этом падает. 

 При чтении книг в стандартной форме глаза не сильно напрягаются, а скорость чтения повышается в разы.

Итак, думаю, в пользу чтения приведено достаточно доводов, поэтому хотелось бы пожелать вам приятного чтения хороших произведений.

Вспомните, как кто-то из наших классиков сказал: «Книга – источник знаний. Любите  книгу!» Это понимали еще в древности, когда не было книг привычной для нас формы. Древние книги ценились на вес золота и передавались по наследству. Да, древние знали толк в книгах и в чтении. Сейчас же книги являются самым распространенным, доступным и простым способом передачи учений, информации, знаний от одних людей к другим, от одного народу к другому, из поколения в поколение.

 Добро пожаловать

 в школьную библиотеку!

Друзья мои, хочу я вам сказать:

Хоть мы живем в эпоху атомного века,

Ни зал компьютеров, ни выход в Интернет

Не смогут заменить общенье с человеком.

Недаром говорят, кто в этом знает толк:

Коль одолела хворь телесная, беги в аптеку.

А если вдруг душа болит,

Спеши, мой друг, в библиотеку.

 

Перечень электронных средств обучения

  1. Беларуская літаратура. Сусвет роднага слова
  2. Беларуская мова. Арфаграфiя 5-7 кл. Сінтаксіс і пунктуацыя.
  3. Беларуская мова. 2-4 кл
  4. Русская литература. XIX-XX век
  5. Русский язык. 5-10 кл.
  6. Русский язык. Речевой этикет
  7. Русский язык. Занимательная грамматика
  8. Русский язык. Комплект учебных средств для 5-10 кл.
  9. Русский язык. Формирование языковой компетенции. 5 кл.
  10. Обществоведение.
  11. Биология. Генетика.
  12. География.  8-9 кл. География материков и стран
  13. Информатика. Информационно-справочная система.
  14. Математика. Информационно-справочная система (5-11 кл.).
  15. Математика. Стереометрия (10 кл.).
  16. Математика. Текстовые задачи (5-8 кл.).
  17. Физика. 11 кл. Квантовая физика
  18. Английский язык 10-11 кл. Лексико-грамматический практикум
  19. Основы безопасности жизнедеятельности. 2-4 кл.
  20. Развитие способностей детей. 2-4 кл.
  21. Человек и мир. 1-3 кл.
  22. Биология 8 класс. Зоология
  23. География. 8-9 классы. География материков и стран
  24. Испанский язык 10-11 кл Лексико-грамматический практикум
  25. Математика. 2-4 классы
  26. Немецкий язык. 10-11 кл. Лексико-грамматический практикум
  27. Предметно-практическая деятельность. 1-4 классы. Мир вокруг меня
  28. Специальное образование. Математика 1-5 кл
  29. Беларуская лексіка
  30. Гісторыя Беларусі. Тэматычныя тэсты
  31. Математика. Начальная школа
  32. Наглядная алгебра 9 кл.
  33. Математика. Средняя школа. Часть 1
  34. Математика. Средняя школа. Часть 2
  35. Русская словарная лексика
  36. Английская лексика
  37. Наглядная физика. 9 кл
  38. Начальная школа. Развиваем речь
  39. Русский язык. Начальная школа
  40. Русский язык. Средняя школа. Часть 1.
  41. Русский язык. Средняя школа. Часть 2.