Государственное учреждение образования
«Батчинская средняя школа»
ПРОЕКТ «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Направление: оздоровительное, эколого-туристско-краеведческое, волонтёрская деятельность.
Авторы проекта:
Григорук С.Г. директор школы, руководитель группы
Король Т.П. куратор проекта, учитель биологии и химии, руководитель МО естественнонаучных дисциплин
Лось И.П. педагог-организатор, руководитель МО классных руководителей
Труханович Ю.С. учитель английского языка
Пилецкая С.Е. учитель начальных классов
Зыкович О.И. учитель начальных классов
Рудская И.И. учитель физической культуры и здоровья
Стогний А.С. социальный педагог
Николаюк Я.В. педагог-психолог
Наш девиз:
Всем известно и понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать.
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта
|
«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
|
Место реализации проекта
|
Государственное учреждение образования
«Батчинская средняя школа»
|
Главная идея проекта
|
Организация совместной деятельности педагогов и учащихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни
|
Сроки реализации проекта
|
2020-2025 гг.
|
Участники проекта
|
Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры
|
Принципы
|
- Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены.
- Деятельный подход: игровой, творческий.
- Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.
- Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий.
|
Информационное обеспечение проекта
|
Школьная стенгазета, сайт учреждения и информационный стенд.
|
2. ОБОСНОВАНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомы с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводит психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно – психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, не редко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка на прямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Так же большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.
Задачи:
- формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;
- создать систему содержательного, информационного, материально – технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей обучающихся к здоровому образу жизни;
- создать в учреждении оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- педагогами учреждения применять технологии, сберегающие здоровье, в образовательном процессе.
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
В здании Государственного учреждения образования «Батчинская средняя школа» созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим.
В 2020/2021 учебном году в учреждении насчитывается 154 учащихся, при проектной мощности здания учреждения – 200 мест. На общей площади 1137 м² находятся: 11 учебных кабинетов, 1 компьютерный класс, 1 комбинированная мастерская, 1 кабинет обслуживающего труда, библиотека, 3 помещений для размещения управленческого и преподавательского состава, спортивный зал. Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время - на уличных спортивных плоскостных сооружениях (футбольная площадка) и гимнастическом городке.
Имеются кабинет дефектолога, психолога, социального педагога с необходимым оборудованием, мягкой мебелью.
В 2019/2020 учебном году по результатам медико-педагогической комиссии выпущено 3 человека. Рекомендовано продолжить коррекционные занятия в 2020/2021 учебном году 17 учащимся.
Работает столовая на 64 места, позволяющая организовывать горячие обеды в учебное время. Учащиеся принимают пищу согласно утвержденному графику.
Первая смена обедает:
I - IV классы – в 10:20-10:35, после второго урока, что позволяет в спокойной тихой обстановке принять пищу;
V-VII классы – после третьего урока, в 11:20 – 11:35;
VIII – ХI классы – после четвёртого урока, в 12.20 – 12.35.
Обеспечен 100% охват учащихся питанием: 100% учащихся получают горячее питание. Бесплатное горячее питание получают все учащиеся. В период с сентября по июнь месяц пища витаминизируется витамином «С».
В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы. Для учреждения характерно озеленение учебных кабинетов.
При исследовании социального статуса семей учащихся было выявлено, что число многодетных семей составляет – 33 (114 детей), неполных семей – 30 (в них 60 детей), малообеспеченных – 0 семей (0 детей). Семей, находящихся в социально опасном положении – 0 (0 детей), семей, воспитывающих детей-инвалидов – 4 (4 ребёнок).
Учебные занятия в I–XI классах организованы в одну смену. Продолжительность учебных занятий – 45 минут, в I классе – 35 минут.
В учреждении открыт класс интегрированного обучения и воспитания.
Ежегодно для учащихся организовывается оздоровление в школьном оздоровительном лагере «Улыбка» при учреждении и в передвижном эколого-туристско-краеведческом оздоровительном лагере «Батчински залузята».
Значительное место в образовательном процессе занимает пропаганда здорового образа жизни. В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы. В библиотеке учреждения организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.
Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни через проведение спортивно-массовой работы: дни здоровья, спортивные праздники и акции. Учителя физической культуры и здоровья обеспечивают участие в районной спартакиаде школьников Кобринского района: «Колосок», «Защитник Отечества», «Школиада», зимнее многоборье «Здоровье».
Проводятся мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков: тематические классные часы, выставка-конкурс рисунков, тренинги, психо-социальное анкетирование.
2 класс
05.02 Викторина «Зимние виды спорта»
27.02 Шок – урок «Наркотики : путешествие в один конец»
28.02 Инф час «Вред быстрого питания»
20.03 Инф час «Скелет – наша опора»
27.03 Инф час «Безопасные каникулы»
29.04 Классный час «Жизнь во время пандемии»
05.05 Классный час «Да здравствуют каникулы»
21.05 Инф час «Соблюдай лето безопасности»
29.05 Инф час «Здоровье во время каникул»3 класс
17.01 Правила безопасного поведения в условиях недостаточной видимости
20.01 Устный журнал «Профилактика ОРЗ»
03.02 Беседа «Опасность бытовой химии»
06.02 Опасности дороги
05.03 Дорога – не место для игры
24.03 Акция «Чистые руки»
21.04 Игра – путешествие «Всемирный день здоровья»
11.05 Игры на свежем воздухе
14.05 Беседа «Как вести себя на улице»
26.05 Безопасные игры на воде
4 класс
02. 09 Безопасный путь в школу
08.09 Беседа-диалог «Здоровым быть модно»
24.09 Кл час «Выбирай на чём передвигаться»
08.10 Кл час «Секреты здорового питания»
10.11 Круглый стол «Пять простых способов уберечь себя от гриппа»
12.11 Кл час «Здоровье и вредные привычки»
17.11 Антитабачная акция «Время бросить курить»
24.11 Викторина «Здоровье»
03.12 Кл час «Зимнее забавы»
04.12 Инф час «Стоп – СПИД»
23.12 Инф час «Безопасные каникулы»
24.12 Кл час «Правила безопасности во время зимних каникул»
5 класс
02.09 Классный час «Что такое травматизм и как его предупреждать»»
26.09 Классный час «Мобильник телефон и школьник»»
28.10 Беседа «Как уберечься от гриппа.Прививки»
13.11 Классный час «Онкологические заболевания – следствия табакокурения»»
14.11 Беседа «Нам некогда болеть!»
19.11 Беседа «О значении режима дня для успешного учения»»
20.11 Беседа «Здоровое спина, жизни полна»
28.11 Беседа «Нам некогда болеть»»
02.12 Беседа «Право на жизнь»
05.12 Классный час «Право на жизнь»
24.03 Классный час «Я выбираю жизнь!»
16.04 Беседа о короновирусной инфекции
6 класс
04.02 Классный час «Профилактика ОРЗ»
11.02 Тем. Классный час «Жизнь прекрасна не трать ее напррасно»
18.02 Классный час « Мои эмоции»
19.02 Традиии народ.мед. Лечебн. Травы»
25.02 Классный час «Секреты долголетия»
02.03 Инф.час « Как не стать жертвой наркоманией»
22.04 Анкетирование «Наши эмоции»
06.05 «Юный натуралист отвечает» - беседа
7 класс
08.09 Классный час «Жизнь как высочайшая ценность»
16.09 Коллаж «Улыбнись жизни,ты ей нравишься»»
25.09 Анкетирование «Психологические и физиологические особености 7классника
06.10 Классный час «Правильное питание-залог здоровья»
20.10 Устный журнал « Памятка по преодолению COVID-19»
23.10 Беседа « Здоровый образ жизни без последствий»
16.11 Инф.час «Заветное – нет!Международному дню отказа от курения»
17.11 Тем. Классный час «Азбука здоровья»
18.11 Антитабачная акция «Время бросить курить»
30.11 Инф.час «ВИЧ- знать,чтобы жить»
02.12 Час рассуждений «Почему мы должны говорить о СПИД,ВИЧ»
08.12 Классный час «Алкоголь – шаг в пропасть»
16.12 Беседа «Чтобы не было травматизма зимой это надо знать!»
8-9 класс
13.09 Классный час «Ценности жизни» »
25.09 Беседа «Ответственный за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольных и иных психотропных веществ»
27.09 Беседа «Мобильный телефон и школьник»
09.10 Классный час «Зеленая планета глазами детей»
30.10 Экологический рейд «сберегать – значит сохранять»
16.11 Игровая программа «Курить не модно-модно не курить»
18.11 Экологическая викторина «Мой окружающий мир»
20.11 Тематический инф.час «Я и мое здоровье- учимся избавляться от вредных привычек»
29.11 Тем.классн.час «ВИЧ-знать, чтобы жить»
30.11 КТД «Я люблю тебя жизнь…»
03.12 Беседа «Твой экологический след»
04.12 Инф.час «Грипп, пути рационального лечения»
24.12 Беседа «Правила безопасного поведения учащихся во время зимних каникул»
20.01 Беседа «Интернет-безопасность, жизнь ВКонтакте»
24.01 Классный час» Жестокость и насилие: как им противостоять»
27.01 Беседа «Быть здоровым – это модно»
18.02 Операция «Подними мусор»
24.02 Экологическая инра «Природа-это интересно
06.03 Классный час «Мы выбираем жизнь»
13.03 Беседа « «Жизнь без социальных сетей»
23.03 Беседа «Гигиена умственного труда»
14.04 Экологическая акция «Чистый берег»
04.05 Беседа «Человек и окружающая среда»
13.05 Тем. инф. час «Нам этот мир завещеноБеречь»
22.05 Кл.час «25000 шагов к здоровью, или движение – это жизнь»
Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.
4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Функции администрации:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль заорганизацией горячего питания учащихся в учреждении;
- организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;
- организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;
- обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;
- разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация и контроль работы психологической службы учреждения.
3. Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
- организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:
- частых заболеваний учащихся;
- детского травматизма на дорогах;
- наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение:
- внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
- диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый этап: Подготовительный (2020)
- Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, учащихся в учреждении.
- Подготовка программно-методического обеспечения.
- Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.
- Ознакомление родителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья»
- Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта «Школа – территория здоровья»
Второй этап: Практический (2021-2024). Реализация проекта «Школа – территория здоровья».
- проведение заседаний Методического совета учреждения;
- посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий,
- создание методической копилки опыта;
- мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении;
- сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
- контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
- Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.
Третий этап:Обобщение и оценка результатов деятельности (2025).
- Анкетирование родителей, учащихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.
- Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья»
- Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.
- Обсуждение итогов реализации проекта «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.
- Публикации, распространение опыта.
6. МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности учащегося:
Модель выпускника
первой ступени общего среднего образования
|
Модель выпускника
второйступени общего среднего образования
|
Модель выпускника
третьейступени общего среднего образования
|
гигиены, выполнение правил гигиены;
личной гигиены и
здорового образа
|
- знание основ строения и функционирования организма человека;
- знание изменений в организме человека в пубертатный период;
- умение оценивать свое физическое и психическое состояние;
- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;
- поддержание физической формы;
- телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;
- гигиена умственного труда
- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной
|
пригодности через физическое совершенствование и
заботу о своем здоровье;
для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;
- знание различных оздоровительных систем;
- умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;
- способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;
- гигиена умственного труда.
|
7. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Снижение показателей заболеваемости детей.
- Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.
- Повышение качества и уровня обучения учащихся.
- Повышение уровня воспитанности детей и подростков.
- Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.
- Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.
- Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
- БАЗОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ЯВЛЯЮТСЯ:
- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
- формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
- МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет совет учреждения.
- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
- здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
- РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ:
- Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
- Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
- Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Контроль над сменой видов деятельности учащихся в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
- Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
- Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
- Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
- Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.
- Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей.
- Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
- Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
12.ФОРМЫ РАБОТЫ:
1.Учет состояния детей:
- анализ медицинских карт;
- определение группы здоровья;
- учет посещаемости занятий;
- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
- организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
- динамические паузы;
- индивидуальные занятия;
- организация спортивных перемен;
- дни здоровья;
- физкульминутка для учащихся;
- организация оздоровительных лагерей.
3.Урочная и внеурочная работа:
- открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, ОБЖ;
- открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.
раскрыть » / « свернуть